Как научить ребенка считать? Растим юного гения.


Latest posts by Lady Venus (see all)
- Как стать востребованным косметологом? - 30.11.2021
- Как сделать, чтобы ноги не пахли - 06.07.2021
- Выбираем часы в подарок жене - 28.05.2021
Сейчас существует множество различных методик обучения детей и систем раннего развития, но, к сожалению, далеко не у каждой мамочки находится возможность проводить отдельные «математические» занятия с малышом, помимо повседневных дел, обычных игр и воспитания. Но, к счастью, это вовсе и не обязательно. Возможности постигать основы счета находятся вокруг нас повсюду, причем уже для деток 2-3-летнего возраста. И на самом деле вопрос, как научить ребенка считать решаем легко и без особенных усилий.
В действительности отдельные занятия, чтобы научить ребенка считать, не всегда нужны, зачастую достаточно всего лишь внимательного отношения к окружающему, к тем возможностям, которые предоставляют самые нам обычные предметы вокруг нас. И предметы эти на самом деле являются самым интересным материалом для счета, в отличие от палочек-птичек в книжке, да и к тому же наиболее полезным в поросе, как научить ребенка считать.
____________________________
Содержание:
1. Считать — интересно
2. Раз, два …
3. Сколько здесь?
4. Как научить ребенка считать до двух?
5. Два плюс один
6. Числа выстроились в ряд
7. Обучение без огорчения
8. Необходимые условия занятий
____________________________
Считать — интересно
По сути – это самое главное, чему должна научить мама ребенка. Вызвать у малыша к занятиям счетом неподдельный интерес — задача именно родителей. Однако вряд ли у вас получится убедить свою кроху в этом, если вы станете только требовать и настаивать, что считать — интересно. Тяга ребенка к познанию действительно невероятно огромна, особенно в возрасте 2-3 лет: природа заложила в малыша программу развития его возможных, потенциальных способностей, и ребенок в точности следует ей, впитывая в себя, как губка все. Судите сами. Ваш малыш за свои первые годы жизни овладел огромнейшим количеством информации, учитывая, что все это он познавал впервые: умение владеть собственным телом, овладение языком, контакты с окружающими людьми, обращение с массой окружающих его предметов и так далее.
В древности к маленьким деткам относились с огромным почтением, полагая, что в большой степени они еще находятся под покровительством божественных сил, нежели под воздействием человеческих. На Востоке считают, что ребенку до трехлетнего возраста вообще позволять надо практически все. Безусловно, взрослому трудно осознать, как работает такая природная программа, тем не менее, стоит относиться с уважением к мудрости данного процесса, а, следовательно, не навязывать свой собственный ритм, свой личный график, удобный вам распорядок занятий — взрослый может только предлагать, и этого более чем, достаточно.
Поэтому обучение, если его в принципе можно таковым назвать, в этом возрасте происходит исключительно за счет невероятно сильной тяги малыша к познанию. Усвоение новых знаний и навыков проходит очень естественно, интенсивно и непосредственно. В таком случае, как научить ребенка считать? Да просто обращать его внимание на количественные свойства предметов. Чтобы научить ребенка считать, основное, что от вас требуется, — это внимательность к тем подсказкам, которые нам дает окружающая среда и желанию ребенка развивать и поддерживать познавательную активность.
Главная задача родителя — предложить ребенку «новое блюдо» для его разума. И как вы уже поняли, действовать нужно исключительно в рамках интересов ребенка к тому, или иному предмету. По сути, малыш занимается по своей собственной программе и самостоятельно определяет продолжительность занятия и их сложность. Основным сигналом для родителя служит интерес малыша, как только он начинает капризничать и отвлекаться – «учеба» закончена. А если он в принципе отказывается с вами заниматься – это означает только одно – Вы не смогли найти подхода к собственному чаду, и вам нужно поразмыслить над своей подачей.
Раз, два …
Как научить ребенка считать до 10, каким образом и в каком возрасте? Первое, что нужно понимать родителям, — это, что же собственно такое умение считать? Ведь считать и просто перечислять названия цифр от 1 до 10 – два совершенно разных понятия. Как научить ребенка считать до 10 и как научить ребенка цифрам – процессы абсолютно разные. Зачатую, когда родители гордо сообщают, что их чадо может сосчитать до 10, на деле это означает, что малыш заучил названия и порядок следования цифр друг за другом. Таким образом, на вопрос, как научить ребенка цифрам, ответ таков: выучите с малышом их названия, как обычный детский стишок, как его собственное имя, или адрес, где он живет. Запомнить цифры — это практически то же самое, что и заучить стихотворение наизусть — математические способности тут не нужны.
Умение же считать — это вовсе не знание названий цифр и даже того, какое число идет за предыдущим в числовом ряду. Тем не менее, и это, безусловно, нужно, начинать необходимо с того, чтобы научить ребенка цифрам. Умение считать — это, в первую очередь осознание ребенком того, что за названиями цифр стоят реальные предметы, и, конечно, способность эти предметы пересчитать. Один или два тут предмет, а может, пять? Это основное, хотя вовсе не единственное, что требуется юным математикам.
Резюмируя, чему нужно научить ребенка, что бы он умел считать до 10 и более, имеем:
- 1. — Научить ребенка цифрам, умению «читать» их, проще говоря, узнавать написание цифр.
- 2. Научить знанию числового ряда — то есть последовательности цифр, идущих одна за другой в том или ином направлении.
- 3. И, конечно, от ребенка требуется понимание, какое реальное количество (множество) предметов подразумевается за конкретным названием цифры или изображением. Сложение и вычитание не будем пока затрагивать, это следующий этап обучения.
С какого же возраста можно обращать внимание ребенка на количественную сторону вещей и предметов?
Приступать к количественному познанию можно с года или даже ранее. Конечно, ожидать от ребенка результатов в этом возрасте рано — того, что он начнет считать, — но самим родителям, в общении с ребенком, нужно непременно пересчитывать предметы, показывать их, рассказывать о них.
К примеру, «вот сидит один зайка, давай найдем второго». Кроха будет вас внимательно слушать, воспринимая информацию. Самые же первые позывы к счету у малыша начнут появляться годика в 2-2,5, иногда чуть позже — в зависимости от личных особенностей развития и того, насколько вообще развита речь у малыша.
Сколько здесь?
Чтобы научить ребенка считать начать следует с главного — умения понимать количество, понимания количественной стороны предметов. Что именно считать с малышом? Одним из важнейших условий является интерес ребенка к тому, что вы собираетесь считать. До какого числа, в каком возрасте стоит считать? Как вы уже знаете, понимание количества предметов, к простому зазубриванию отношения никакого не имеет, здесь требуется не просто наличие памяти, нужно, чтобы определенные ответственные за это восприятие участки мозга уже «созрели», были готовы к данной информации. Раньше срока просто невозможно это понимание, как невозможно ездить на велосипеде научить новорожденного. Оптимальным числом с самого юного возраста – то есть с одного годика – будет количество равное двум.
Как научить ребенка считать до двух?
Итак, интерес и способность восприятия — что же отвечает одновременно этим двум условиям в годовалом возрасте малыша? Он сам – идеальная кандидатура для счета. Его ручки и ножки — объект для счета наиболее подходящий, ведь, во-первых, они всегда, как говорится, «под рукой», а помимо этого, являются наиболее привлекательным предметом для изучения малыша, вызывающим у него неподдельный интерес — сейчас он учится пользоваться ими, ими владеть. В те моменты, когда вы играете с малышом — делаете «козу рогатую» или «велосипедик», — настроение у вас обоих великолепное, предложите крохе новую игру — считалочку: «А теперь посчитаем Димины ножки!». В свою руку возьмите одну его ступню сначала: «Вот одна ножка», — затем другую возьмите: «А вот вторая Димина ножка», а затем подытожьте: «У Димы две ножки!». Следом можно посчитать ручки, однако не следует продолжать игру, если вы замечаете, что малыш отвлекается на что-либо другое или теперь сам трогает свои ножки, соображая что-то про себя. Ваша задача, как раз в том и состоит, чтобы запустить в нем этот мыслительный процесс, а значит не нужно его отвлекать, если он «задумался» или занялся самостоятельным изучением — ему нужно разобраться во всем самому.
Таким же образом можно считать папины, мамины, бабушкины руки, уши, глаза. Конечно, в этом возрасте считают, только родители, а ребенок просто слушает их и воспринимает. Непосредственное осознание того, что слово «два» подразумевает два реальных предмета, появится приблизительно в два годика, а, следовательно, и умение считать тогда же. В это время вам нужно начинать подмечать интересные ситуации для счета до двух, они разбросаны повсюду в повседневной жизни — нужно только их заметить.
К примеру, великолепная ситуация подходящая для счета, — надевание малышу ботинок. Сначала обратите внимание крохи на то, что ботинка — два, затем комментируйте собственные действия, обувая малыша: «Надеваем один ботинок… затем второй. Теперь на Диме два ботинка!».
Можно применить ботинки и в другой игре на счет. Спрячьте один из них и попросите ребенка его найти: «Дима, смотри, здесь только один ботинок! Давай-ка поищем, где же второй? Куда спрятался второй ботинок? Ура, мы нашли второй ботинок! Теперь ботинка два».
В общем, отмечайте все, две варежки, две конфеты, два яблока, две тарелки, две лампочки, две кошки. Мальчикам интересно считать машины, девочкам — куклы. Во время счета, дотрагивайтесь до каждого предмета пальцем, сами и пальчиком ребенка, взяв в свою его ручку. Так малышу будет понятнее, что именно вы сейчас считаете, одновременно вы будете и развивать его словарный запас и учиться считать.
Есть два тонких нюанса в этом вопросе для того, как научить ребенка считать. Во-первых, важно, чтобы необходимые вам предметы для счета лежали рядом друг с другом, но изолированно от прочих предметов, не в одной куче. Такой подход облегчит малышу понимание задачи. Во-вторых, считайте одинаковые предметы, не торопитесь считать количество разных игрушек или других предметов – на данном этапе это сложно для понимания ребенка. Каждый раз, замечая какую-нибудь пару предметов, не ленитесь пересчитывать их, как бы между делом, пусть ребенок просто слышит и отмечает про себя ваши действия: «Один, два… две морковки».
Вы и сами не заметите, как малыш поймет суть, и начнет сам, прикасаясь пальчиком к предметам и проявлять интерес к ним, а потом и считать их. Только ни в коем случае не пытайтесь его подталкивать, ускорять как-то этот индивидуальный процесс познания – сейчас в его мозгу только происходит формирование необходимых нервных взаимосвязей, так сказать, прокладываются новые пути. Все, что нужно, произойдёт само собой, когда настанет время, сейчас не тот возраст, когда нужно торопиться.
Когда вы начнете замечать, что малыш эту игру освоил и самостоятельно интересуется, применяет ваши «подсказки» на практике, начните спрашивать его самого: «Сколько здесь ботинок (ложек, варежек, машинок)?». Дайте ему время, чтобы подумать, торопить не стоит, на первом этапе ваша задача — вовсе не получить ответ на вопрос, а направить его мысли в нужном направлении. Если видите, что он расстраивается, что не может дать вам ответ, — просто подскажите ему: «Один, два – здесь два ботинка».
Весь смысл ранних занятий с ребенком заключается в том, чтобы заинтересовать малыша, сделать процесс счета веселым и увлекательным. Его должны неподдельно радовать его маленькие успехи, поэтому и вы должны радоваться и аплодировать ему, когда он что-нибудь посчитает. Вот увидите, как только он поймет суть и почувствует удовольствие от процесса, он начтет таскать вас за руку по дому и, показывая своим крошечным пальчиком, считать все подряд, радуясь и хохоча, найдя еще два каких-либо предмета. Поэтому не допускайте никакого принуждения, никакого осуждения его способностей, никакого равнодушия к его достижениям, ни плохого настроения в процессе занятий!
Два плюс один
Когда и как научить ребенка считать до трех? После двух лет понемногу можно начинать пытаться считать до трех. На этом этапе вам нужно стараться максимально задействовать в этот процесс малыша — предлагайте ему считать вместе с вами всюду, где только есть повод: «Смотри, машин тут сколько! Давай их посчитаем?». Обязательно считайте медленно, давайте крохе возможность продолжить за вами счет самостоятельно, если он захочет, конечно, и подытожьте в конце: «Тут три машины».
Может быть, невероятно интересно посчитать с малышом (причем, не только лишь до трех): у машины — фары, колеса, дворники; когда ребенок на детской площадке лазает по лесенке, — посчитайте перекладины, возвращаясь домой – сосчитать ступеньки на лестнице, дома — членов семьи. В это время можно начинать понемногу вводить понятие счета разных предметов, внешне непохожих. Научить ребенка считать до трех легко, читая книжки, в которых акцент ставится на количество героев и все они изображены вместе на книжной иллюстрации: к примеру, сказка «Три медведя».
Читая, в нужном месте прервитесь и предложите ребенку посчитать на картинке медведей. Сказка «Теремок» и вовсе поможет освоить счет малышу аж до шести. Данная сказка в принципе построена на счете и является отличным пособником в обучении: число героев возрастает постепенно от одного до шести — у малыша есть возможность наблюдать, строение числового рядя, его возрастание. Во время чтения «Теремка», после слов в книжке «теперь их стало трое (четверо и т.д.)», останавливайтесь и пересчитывайте вместе с ребенком жителей теремка, снова и снова. Делайте это медленно, желательно пальчиком малыша указывая на каждого героя, делая паузы давая ему возможность присоединиться и продолжить счет самостоятельно.
Следующим этапом, после того, как вы увидите, что кое-что ребенок освоил, предложите ему попробовать посчитать самостоятельно, вместо того чтобы делать это за него. Дайте малышу время, освоиться с мыслью, что он в принципе сам может считать – это для него тоже открытие. Если малыш делать это откажется, не настаивайте, ждите следующего раза. Не паникуйте, давая оценку его математическим способностям, помните: он непременно начнет считать, но исключительно в тот момент, когда будет готов.
И наконец, последний этап освоения количественной стороны предметов — ребенок считает сам! Когда вы видите ситуацию, подходящую для счета (несколько интересных предметов), предложите ребенку их сосчитать: «Дим, сколько здесь помидоров? А ну-ка посчитай их!». Сейчас самым главным является передать ребенку всю инициативу, не пытаться ответить за него, не подсказывать, не поправлять, не дав ему закончить, — позволить считать самому. Как только вы почувствуете, что ваша кроха освоилась считать до трех, вводите следующую единицу — начинайте учить считать до четырех, и так далее. С этого момента будет достаточно и полгода, чтобы научить ребенка считать до 10, и именно считать, а не перечислять названия цифр.
Числа выстроились в ряд
Совершенно необходимое знание — умение «читать» цифры, способность узнавать их написание. Чтобы малыш освоил его, можно просто повесить на стену плакат, на котором будут изображены цифры, сейчас в книжных магазинах таких масса в широчайшем многообразии. Главное условие на раннем этапе обучения, чтобы рядом с цифрами были изображены соответствующие по количеству предметы. Например, цифра «1» и рядом один кот, цифра «2» — два слон, цифра «3» — три голубя и так далее.
Таким образом, ребенок сможет усвоить и понятие множества — какое реальное количество тех или иных вещей стоит за конкретным визуальным изображением цифры. Для этого стоит специально поиграть с плакатом. Называйте малышу цифры, показывая на них пальцем по очереди, — такой подход будет интересен и годовалому малышу, — затем называйте цифру. Продолжайте пока малышу не надоест.
После этого некоторое время понаблюдайте за крохой, что ребенок будет делать дальше — он, наверняка, начнет изучать плакат, показывать на изображения пальчиком и ожидать, что вы на это скажете. Вот сейчас это превращается в познавательную и интересную игру, в которую он сам предлагает вам играть, подводя вас к плакату за руку. Сначала вы учите ребенка, играть в игру, затем отдаете ему инициативу, отступая на второй план.
Ну а то, как научить ребенка цифрам, выучить последовательность первого десятка, хорошо известно всем — заучить, как обычный стишок. Если вы человек занятой, не грех будет подойти к этому вопросу, так же, как и к обучению говорить попугайчиков — записать на диск свой голос и давать время от времени слушать малышу. Прослушивать запись нужно ровно столько, сколько это будет интересно и приятно на слух, не нужно делать этого «как можно дольше», когда нет желания, — самое важное, чтобы не осталось каких-то негативных впечатлений со счетом, ни у малыша, ни у вас.
Обучение без огорчения
В раннем возрасте признаком успешного обучения является совсем не правильный счет, а устойчивый интерес малыша к теме счета. Если крохе нравится наблюдать, как считаете вы, или считать самому, — значит, вы все делаете правильно. Если ваш ребенок в результате подобных занятий стал считать до двух, трех и более, — замечательно; если считать не стал, но играет с вами в счет с интересом — тоже отлично. Помните, что главная ваша цель — привить любовь и развить способность к математике, а не научить ребенка считать. На самом деле помочь малышу освоить счет — совершенно не сложно, с этим хорошо справляется и стандартная школьная программа, но только далеко не каждый учитель, и совсем не часто способен в сердцах учеников зажечь любовь к предмету. Сделать это любящим родителям гораздо проще. Главное — не стоит гнаться за результатом.
Нет ни какой необходимости как-то специально проверять знания ребенка — он продемонстрирует их сам тогда, когда захочет. В данном учебном процессе главным фактически является именно он. Резюмируя этот вопрос, делаем вывод, что вы можете полноправно гордиться достигнутыми успехами, если:
- 1. Ребенок, когда вы считаете, слушает с интересом;
- 2. Спустя некоторое время малыш самостоятельно просит вас посчитать что-нибудь;
- 3. Кроха делает попытки счета самостоятельно. Как уже упоминалось, правильность счета здесь, не играет практически ни какой роли. Когда замечаете, что ваш юный гений математики, играя, считает что-то сам и при этом путает цифры, не вздумайте его поправлять, пусть сам поэкспериментирует и разберется, как считать правильно.
Периодический спад интереса ребенка к счету, так же не должен вас тревожить — это естественный, закономерный ритм познания малыша. Кроме того, вовсе не следует ежедневно эксплуатировать тему счета. Частота таких игровых занятий для каждого ребенка индивидуальна, единственным ориентиром здесь служит ваше тонкое чутье, — вы должны чувствовать, что в данный момент интересно вашему малышу, этим и заниматься, а не устанавливать какой-то условный график – точно не сейчас. У малыша на данный момент свои природные ритмы обучения и естественные периоды спада интереса к данному занятию. К примеру, его внимание сейчас может быть охвачено каким-то новым, невероятным для него открытием, может быть, он ищет ответ на вопрос, почему яблоко падает на пол, когда его бросаешь, и он проверяет, все ли падает или только яблоко, или пытается осознать, что конфета съедобная, а цветной игрушечный кубик — нет. У него сейчас каждая секунда жизни – невероятное новое открытие. Поэтому, если ваш малыш вдруг без каких-либо видимых причин потерял к счету интерес, не торопите его, ждите – он непременно заинтересуется этим вновь, когда вы предложите в следующий раз поиграть в счет.
Главный признак того, что процесс обучения идет неправильно, — это то, что ребенок ему сопротивляется: капризничает, плачет, требует заняться, чем-то другим или просто отстать от него. Это означает, что вы пытаетесь принудить к занятиям ребенка, вольно или невольно. Когда такое происходит, просто отложите занятия какое-то на время, пускай забудутся неприятные переживания на этот счет. Снова приступайте к занятиям только тогда, когда ребенок будет готов к этому и принимает вашу игру вновь с радостью.
Необходимые условия занятий
Абсолютно всему маленькие детки учатся во время игры. Законы развития ребенка — это Неподдельный интерес и приятные эмоции. Поэтому следите за собственным настроением, если ребенок поймет, что при определенных занятиях с ним портится настроение у мамы, он очень быстро потеряет и свой к нему интерес: счет в его представлении свяжется с маминым расстройством, и он больше не захочет считать.
Отсюда, самое необходимое условие для того, чтобы учить ребенка считать, да и вообще учить чему-нибудь — заниматься исключительно тогда, когда этого хочется вам обоим, когда хорошее настроение у обоих. Исключите любое насилие из процесса обучения, и над малышом, и над собой.
Еще раз стоит напомнить о результатах. Запомните: любой, абсолютно любой ответ малыша на этом этапе – великолепный результат. Он говорит, что ребенок участвует в игре, она интересна ему, а, следовательно, со временем он непременно научится давать правильный ответ!
Не забывайте, что настоящий результат, стоящий гордости за себя, как учителя, и ребенка, как будущего гения — это любовь и желание заниматься тем, чем вы его учите, ведь считать умеют все, но любят математику — редкие. И еще один, наиважнейший результат ваших совместных занятий — время, которое вы проводите вдвоем, радость и взаимопонимание, что гораздо важнее математики!
И еще немного о том, как научить ребенка считать: