Гиперактивный ребенок: что делать, как воспитывать гиперактивного ребенка?
Latest posts by Lady Venus (see all)
- Как стать востребованным косметологом? - 30.11.2021
- Как сделать, чтобы ноги не пахли - 06.07.2021
- Выбираем часы в подарок жене - 28.05.2021
В последние десятилетия все чаще можно услышать понятие гиперактивный ребенок. Что это значит, какой он, гиперактивный малыш? Каковы причины гиперактивности? Что делать в такой ситуации, как воспитывать гиперактивного ребенка? Тема данной статьи посвящена именно этим вопросам.
Признаки гиперактивности ребенка.
Про такого ребенка обычно говорят, что он «весь на шарнирах», с «моторчиком» или «вечным двигателем». Особенной «непослушностью» отличаются руки гиперактивного ребенка, — они все время, без устали что-то трогают, бросают, ломают. Гиперактивный ребенок постоянно пребывает в движении, он просто не способен спокойно ходить, спокойно сидеть, он постоянно бежит куда-то, прыгает, ерзает, болтает ногами.
Гиперактивный малыш всегда очень любопытен, но любопытство его сиюминутно, он не стремится увидеть больше, рассмотреть, разобраться, поэтому редко улавливает суть. Его любопытство не имеет ничего общего с любознательностью. Любознательность такому ребенку абсолютно не свойственна, зачастую он совершенно не задает вопросов свойственных детям: «зачем», «почему». Но если даже и задаст, вдруг, то умудряется забыть выслушать ответ на собственный вопрос.
Несмотря на постоянное нахождение в движении, все же у гиперактивного ребенка существуют некоторые характерные нарушения координации: гиперактивный малыш
неловок, неуклюж, часто ломает игрушки, роняет предметы, часто падает. С его тела просто не успевают сходить синяки, царапины и шишки, но, ни какого вывода из этого гиперактивный ребенок не делает, и снова умудряется набивать шишки и ссадины на том самом месте.
Наиболее характерными чертами поведения ребенка при гиперактивности являются неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм, частая смена настроения, упрямство, вспыльчивость, агрессивность. Гиперактивный ребенок едва ли не всегда оказывается в самом центре событий, ведь он самый шумный и активный. Он с трудом может усваивать навыки, получать знания и не понимает многих заданий. Самооценка у такого непоседы зачастую серьезно занижена.
В течение дня гиперактивный малыш не бывает расслабленным, успокаивается он, только когда спит. Обычно гиперактивный малыш не спит в дневные часы, даже в младенчестве, что же касается ночного сна, то он зачастую весьма беспокойный.
Когда такие детки находятся в общественных местах, они сразу же привлекают к себе всеобщее внимание, поскольку постоянно что-то трогают, хватают, куда-то норовят сбежать, и абсолютно не слушаются родителей. Воспитывать гиперактивного ребенка
очень сложно, родителям гиперактивных деток невероятно трудно с самого первого дня жизни малыша. Постоянно необходимо находиться рядом, следить за каждым шагом своего неугомонного чада.
Причины детской гиперактивности.
На сегодня существует довольно много различных мнений касаемо причин возникновения детской гиперактивности. Но наиболее распространенными являются, следующие:
- 1. генетические причины (наследственная предрасположенность);
- 2. биологические причины (органические повреждения во время беременности головного мозга, родовые травмы и т.п.);
- 3. социально–психологические причины (микроклимат в семье, условия проживания, алкоголизм родителей, неправильное воспитание).
Первые признаки гиперактивности у ребенка взрослые часто замечают еще в дошкольном возрасте, они проявляются, как правило, лет с четырех. Дома гиперактивных детей нередко сравнивают со старшими сестрами или братьями, знакомыми сверстниками, приводя в пример, образцовое поведение и хорошую успеваемость в школе других детей (от чего гиперактивный ребенок очень страдает). Родителей, как правило, сильно раздражает навязчивость гиперактивного ребенка, недисциплинированность, неаккуратность, беспокойность, эмоциональная неустойчивость. Такие детки не могут к выполнению каких-то поручений подходить с ответственностью, помогать родителям, следить за самим собой. При этом наказания и замечания желаемых результатов не дают.
Ситуация со временем только ухудшается, в особенности когда малыш идет в школу. В освоении школьной программы непременно возникают трудности, как следствие — слабая успеваемость, глубокая неуверенность в себе, постоянные разногласия во взаимоотношениях в школе с одноклассниками и учителями, которые усугубляют усиливающиеся нарушения в поведении. Зачастую бить тревогу начинают именно в школе, именно здесь обнаруживают нарушение внимания, ведь оно является базовым, приоритетным в обучении. Но, невзирая на все это, такие детки интеллектуально довольно хорошо развиты, что подтверждают результаты тестирований. Однако, что касается занятий и выполнения заданий, то здесь гиперактивный ребенок испытывает серьезные трудности, поскольку ему тяжело сосредоточиться на чем-то конкретном, организовать собственную работу. Довольно скоро гиперактивные детки выключаются, так сказать, из процесса выполнения заданий. Их школьные работы обычно выглядят неряшливо, в них большое количество ошибок, которые являются в основном результатом невнимательности, рассеянности, невыполнения указаний учителя.
Часто таким деткам свойственна импульсивность, проявляющаяся в том, что гиперактивный малыш часто делает что-то, не подумав, не может дождаться очереди на занятиях, постоянно перебивая других, встревая в разговор, отвечая на задаваемый вопрос невпопад, поскольку не может выслушать его до конца. В процессе игр со сверстниками гиперактивный ребенок зачастую не следует правилам совершенно, из-за чего могут возникать конфликтные ситуации. Гиперактивные детки из-за собственной импульсивности склонны к травмам, поскольку совершенно не думают о тех последствиях, которые идут за их поступками.
Гиперактивный ребенок, по причине нарушения функции внимания несобран, оказывается не в силах довести задание до конца самостоятельно, не способен сосредоточиться на деятельности неоднократно повторяющейся, не приносящей сиюминутного удовлетворения, монотонной. Часто с одного занятия отвлекается на другое, затем на третье и так далее, так и не доводя до логичного завершения ни одно из них.
К подростковому возрасту гиперактивный ребенок успокаивается, гиперактивность значительно уменьшается либо вовсе исчезает. Однако импульсивность и нарушения функции внимания сохраняются, как правило, вплоть до полного взросления. Тем не менее, при этом возможно возрастание агрессивности, нарушений функции поведения, сложностей в отношениях в школе и семье, существенное ухудшение успеваемости. В большинстве случаев все это является просто последствием проявлений гиперактивности в детстве.
Гиперактивный ребенок: что делать,
как воспитывать гиперактивного ребенка?
Для начала необходимо установить истинную причину гиперактивности ребенка, для чего требуется проконсультироваться со специалистами. Если невропатологом назначена медицинская коррекция гиперактивности у детей, лечебный курс, массаж, соблюдение особенного режима, в таком случае необходимо строжайше следовать его рекомендациям.
Если у вас гиперактивный ребенок, что делать? Прежде всего, создать вокруг него благоприятную, спокойную обстановку, поскольку абсолютно любые разногласия внутри семьи только заряжают такого ребенка отрицательными эмоциями. Общаться с гиперактивным ребенком нужно также, будучи спокойным, мягким, поскольку он очень восприимчив к настроению окружающих, а в особенности родителей и других близких ему людей. Боритесь с собственной эмоциональностью, не повышайте голос, следите за своей жестикуляцией в присутствии ребенка.
Воспитывать гиперактивного ребенка необходимо соблюдая единую линию поведения. Родителям и всем членам семьи нужно прийти к единому мнению в воспитании. Обязательно соберите семейный совет, когда ребенок дома отсутствует, и спокойно обговорите все нюансы. Объяснитесь, друг с другом, придите к общему мнению, как воспитывать гиперактивного ребенка, к единым требованиям к ребенку в семье – помните, что это необходимо вашему малышу, это в его интересах. Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка, особенно если он гиперактивный, нет мелочей. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь никогда и ни при каких условиях не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.
Очень важно, несмотря на повышенную активность, неуемность гиперактивного ребенка,
не допускать переутомления. Категорически не следует превышать нагрузки, в том числе физические, усиленно заниматься с ребенком. К примеру, отдавать малыша сразу в несколько кружков или секций, перескакивать через возрастные группы, стремиться заканчивать учебную программу экстерном. Все это может привести только к капризам ребенка и ухудшению его поведения.
Коррекция гиперактивности у детей предполагает строгое соблюдение режима дня, чтобы не допускать перевозбуждения ребенка. В режим дня обязательно входит дневной сон, вечерний ранний отход ко сну, в течение дня подвижные игры, активные прогулки необходимо сменять спокойными играми и занятиями.
Воспитывать гиперактивного ребенка нужно особенно корректно, помните: чем меньше вы делаете замечаний, тем лучше. Если ребенок не слушается или занимается тем, что неприемлемо, то в данной ситуации лучше будет его отвлечь, переключить его внимание на что-то другое, к тому же сделать это совершенно не трудно. Количество запретов в отношении гиперактивного малыша должно обязательно быть адекватным возрасту. Гиперактивный ребенок особенно нуждается в похвале, вам следует это делать очень часто, хваля даже за мелочь. Однако, не забывайте, что хвалить гиперактивного ребенка нужно не слишком эмоционально, иначе вы рискуете вызвать у него перевозбуждение.
Когда вы обращаетесь с просьбой к ребенку, старайтесь, чтобы она не несла сразу несколько указаний. Разговаривайте с ребенком, смотря ему прямо в глаза. Дайте ему возможность сосредоточиться и услышать вас, не распыляя своего внимания.
В целях развития общей организации движений и тонкой моторики, что очень важно для гиперактивных деток, необходимо приобщать их к занятиям хореографией, танцами, плаванием, теннисом, каратэ. Это наиболее подходящие занятия, способные обеспечить коррекцию гиперактивности у детей.
Ребенка необходимо приобщать к спортивным и подвижным играм, гиперактивный ребенок должен усвоить, понять цель конкретной игры и научиться подчиняться ее правилам, тренировать сознание планировать игру.
Воспитывать гиперактивного ребенка нужно соблюдая стабильность, не стоит впадать в крайности, проявляя чрезмерную мягкость с одной стороны, и повышенные требования — с другой. Не в его силах выполнять такие требования, особенно в сочетании с жесткостью воспитания и наказаниями. Запомните: частые наказания, частая смена настроения родителей на гиперактивных деток оказывают особенно негативное влияние. Кроме того, действуя подобными жесткими методами, можно и из обычного ребенка сделать гиперактивного.
Вам нельзя жалеть ни времени, ни сил, чтобы сформировать у своего малыша послушание, самоорганизацию, аккуратность, развить чувство ответственности за собственные поступки, способность планировать свои действия, доводить начатое до конца. Да, воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, но вам придется запастись терпением. Иначе, как же вы можете научить свое чадо, если сами не в состоянии довести начатое до конца?..
Чтобы повысить концентрацию внимания ребенка во время выполнения домашних заданий, нужно по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы (наличие ярких игрушек рядом, стол с видом на улицу, работающий телевизор, разговоры в соседней комнате, и так далее). Это должно быть тихим, уединенным местом, где гиперактивный ребенок сможет сосредоточиться, сконцентрироваться на работе. В процессе подготовки домашнего задания необходимо периодически заглядывать к ребенку, тихо и аккуратно, чтобы убедиться, что он занимается тем, чем нужно, но и самим при этом его не отвлечь. Каждые минут 15-20 разрешайте ему делать перерыв длительностью в 5 минут, во время которого ребенку можно отдохнуть и подвигаться.
Старайтесь всегда обсуждать с вашим малышом его поведение, но обязательно не выказывать ему свое недовольство, а делать замечания в доброжелательной и спокойной форме, не переходя на эмоции, не стыдя, и не приводя в пример других детей. Обсуждайте его поступок, а не его самого. Спокойно скажите ему, что вы недовольны тем-то и тем-то, и обязательно подчеркните, что вы уверенны в том, что он больше не будет этого делать.
Очень важно, чтобы коррекция гиперактивности у детей повышала самооценку у ребенка, уверенность в своих собственных силах. Наиболее просто сделать это за счет усвоения ребенком новых навыков в повседневной жизни и успехов в учебе. Поэтому, чаще выражайте похвалу, стимулируя в нем желание, развиваться дальше. Хвалите свою кроху за любой пустяк, за все, что сделано правильно. Учитывая особенности поведения гиперактивного ребенка, его постоянно ругали, а тут вдруг хвалят, — поверьте, для него это станет поступком с большой буквы. Гиперактивный малыш будет стараться изо всех сил, только ради одного единого слова — молодец!
Гиперактивный ребенок невероятно чувствителен, он остро реагирует на любые замечания, нотации, запреты. Таким деткам иногда кажется, что их никто не любит, даже родители. Такие детки больше других нуждаются во внимании, теплоте, заботе, любви, не потому что он сделал что-то правильно, а потому что он просто есть.
Еще немного о том, что такое коррекция гиперактивности у детей: