Вундеркинд или баловень? Как правильно воспитать ребенка.
Latest posts by Lady Venus (see all)
- Как стать востребованным косметологом? - 30.11.2021
- Как сделать, чтобы ноги не пахли - 06.07.2021
- Выбираем часы в подарок жене - 28.05.2021
Малыш еще и на свет не появился, а мы уже рисуем в своем воображении, каким самым умным, самым красивым, самым добрым он будет. Собравшись после тяжелого рабочего дня на уютном диванчике, вы с супругом мечтаете о том, чтобы ваш ребенок вырос незаурядной личностью, порядочным человеком, и доставлял вам исключительно радости. Но вырастая, к сожалению, далеко не каждый малыш оправдывает надежды родителей. Так как правильно воспитать ребенка?
Воспитание детей в семье: истина рождается в… любви!
Какое счастье испытывают родители, когда появляется на свет их чадо: такой крохотный, такой беззащитный, такой желанный, такой любимый, такой родной малыш! Но какие же они разные, наши детки! И речь вовсе не о том, что они отличаются внешне, значительно важнее другое: детки одного и того же возраста, пола, веса, роста существенно различаются своими внутренними индивидуальными особенностями – темпераментом, потребностями, активностью, способностями, отношением к окружающим людям. Как ни крути, а все эти особенности необходимо учитывать, поэтому единого ответа на вопрос «как правильно воспитать ребенка», к сожалению, не существует — существуют только основы.
Воспитание детей в семье – задача не из легких. Не успел малыш понять, что к чему, как бабушки и дедушки, с самого раннего возраста начинают его нещадно баловать, а главное, и слова против сказать нельзя – сразу обижаются. А тут еще и выясняется, что у мужа совершенно иные взгляды на воспитание ребенка. А ведь именно сейчас, именно в этот самый период, то каким вырастет ваш малыш, находится в наших руках! Ведь ребенка нужно не только лишь учить делать свои первые шаги, держать в руках ложку, самостоятельно одеваться, читать и считать, но и развивать и воспитывать его. От нас, родителей, в первую очередь зависит насколько послушным, образованным, способным и талантливым вырастет наш малыш.
Как правильно воспитать ребенка независимой, незаурядной, целеустремленной личностью, да просто целостной? Ответ прост: как только он почувствует себя желанным и любимым в окружении дружной семьи, тут же появится мощный стимул для развития мозга ребенка. Но как не испортить кроху своей чрезмерной любовью, не сделать из него баловня судьбы, «маменькиного сыночка» или человека безвольного? Воспитание ребенка – это непрерывный и очень сложный труд. И начать необходимо с самих себя.
Кто кого на самом деле воспитывает?
Всем родителям и педагогам известно, что лучше всего дети учатся на примере. Таким примером в первую очередь служат сами родители. Все родители желают, чтобы их детки обязательно стали высоконравственными, чуткими и заботливыми людьми. Легко достичь этой цели вы сможете, если и сами будете такими же, будете подавать хороший пример, будете собеседником, другом и учителем. И хотя абсолютно у всех деток имеется врожденная способность поступать правильно и хорошо, родителям все же придется постоянно прививать своим чадам нравственные ценности. Вот тут-то и начинаются настоящие проблемы.
Когда отец говорит сынишке: «Мой перед едой руки!», а сам не делает этого, то, сколько бы ребенка не ругали, руки он мыть не захочет. У него будет всегда подсознательное стремление поступать именно так, как поступает отец ли мать, какого бы вопроса это не касалось. Именно так возникают первые конфликты в воспитании детей, основанные на несоответствии требуемого и действительного. Такое несоответствие, помимо воли, начинает рождать в ребенке непонимание и сопротивление. Как результат: непослушание со всеми, как говорится, вытекающими. Ну а вылиться это может во что угодно, начиная от банальной детской капризности, заканчивая отказом делать то, что должен делать ребенок, учиться, например, замкнутостью и отстраненностью в отношениях с родителями, сверстниками, учителями.
Безусловно, в каждой отдельной семье имеются собственные представления о воспитании — и это правильно. Вот только результаты таких подходов становятся известны гораздо позже, когда что-либо исправить уже нереально. Поэтому не стоит рисковать, и создавать самим себе проблемы. Сначала станьте сами похожими на того человека, которого хотели бы вырастить. Выстроить правильно воспитание детей в семье, лучше основываясь на незыблемые постулаты.
9 заповедей, как правильно воспитать ребенка
- • Заповедь первая: Не ждите, что ваш ребенок будет таким же, как вы. Или таким как вы хотите. Воспитание ребенка должно ему помочь стать не тобой, а самим собой!
- • Заповедь вторая: Не требуйте платы от ребенка за все то, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как можно отблагодарить вас за это? Ваш малыш даст жизнь другому, этот другой – третьему, и так далее. Вот это есть — необратимый закон благодарности.
- • Заповедь третья: Не вымещайте в процессе воспитания свои обиды на ребенке, чтобы не расплачиваться за это в будущем, ибо, что посеешь, как гласит непреложная истина, то и взойдет.
- • Заповедь четвертая: Не относитесь к проблемам ребенка свысока: тяжесть жизни каждому из нас дана по силам, и, будьте уверены, ему его ноша не менее тяжела, чем вам ваша. А может даже и больше. Хотя бы потому, что привычки у него еще нет.
- • Заповедь пятая: Воспитание ребенка и унижение в его процессе – несовместимые понятия.
- • Заповедь шестая: Не мучайте, не изводите себя, если не можете сделать что-то для собственного чада, мучайте, если можете и не делаете.
- • Заповедь седьмая: Помните: вы недостаточно сделали для ребенка, если сделали не все.
- • Заповедь восьмая: Умейте любить чужого ребенка. Не делайте никогда чужому ребенку того, что не хотели бы, чтобы другие люди сделали вашему.
- • Заповедь девятая: Любите своего ребенка любым: неудачливым, неталантливым, взрослым…. Радуйтесь, общаясь с ребенком, потому что он – праздник, который пока еще с тобой.
Из всего этого можно сделать очевидное заключение: дети появляются на свет не только лишь для того, чтобы мы, взрослые, их воспитывали, а еще и для того, чтобы дети воспитывали нас, взрослых. Чтобы сделать свою кроху лучше, хорошим родителям придется стать лучше самим. Это основной и самый главный постулат воспитания!
Что и кто формирует детскую личность?
Ученые расходятся до сих пор во мнениях, кто в большей степени влияет на детское развитие. По мнению одних специалистов, приоритет в формировании характера принадлежит влиянию сверстников. По мнению других – всецело принадлежит воспитанию, которое дают родители. Истина, как всегда, где-то посередине.
Чуткость и отзывчивость с малых лет в детях закладывают именно родители. А уже дальнейшее влияние сверстников и жизненный опыт только дополняют то, что было вложено с самого начала в ребенка.
Именно поэтому так важно, чтобы к детям в семье проявлялось понимание и сочувствие. Не менее важно учить сдержанности, которая свойственна зрелым людям. Такое воспитание детей в семье, позволит им быть более подготовленными к контактам в обществе, к работе в коллективе, к проявлению чуткости и внимания к близким и другим людям.
Воспитание ребенка должно начинаться с самого младенчества, и конечно, это задача далеко не из простых. Для того чтобы с ней справиться — в особенности молодым родителям — следует искать совета у людей более опытных, а затем твердо следовать тому курсу, который выбрали.
К счастью, на сегодня написано немало книг о детской психологии, где можно почерпнуть массу полезного. Мы же расскажем о некоторых мудрых принципах.
Не скупитесь выражать любовь
Детки, как молодые ростки, растут и развиваются хорошо, если к ним проявляют заботу и внимание.
Как солнечный свет и вода питают растение, благодаря чему оно становится крепким и здоровым, так и родительская любовь, выражаемая лаской, заботой, добрым словом, помогает деткам расти эмоционально и психически здоровыми и крепкими.
Вы способствуете в огромной мере развитию своих деток, когда выражаете им собственную любовь. И не важно, читаете ли вы им на ночь сказки или просто играете вместе с ними – главное, чтобы это было искренне.
Все, что делает ребенок, становится, так или иначе, его жизненным опытом. В детстве он, как губка — впитывает в себя все, к чему прикасается. Даже если малыш просто учится ползать, невероятно важно для его развития то, как вы реагируете на его попытки, как его поощряете, как проявляете свою поддержку.
Родительская любовь чрезвычайно важна для дальнейшего развития ребенка. Это наиважнейшее условие для того, чтобы ребенок стал в будущем зрелым, ответственным человеком, уверенным в своих силах и способным добиваться многого.
Родитель — друг и собеседник
Ни для кого не секрет, что чем больше времени родители проводят со своим малышом, тем крепче становится их привязанность друг к другу, тем прочнее взаимоотношения в семье. Но кроме этого, именно таким образом, у деток формируются навыки общения. Поэтому воспитание детей должно проходить именно в общении. Делайте это при любой возможности, просто так, не выделяя какого-то специального времени для воспитания, для освоения каких-то знаний, обучения чему-то – просто общайтесь, дома, во время хлопот по хозяйству, на улице, идя по каким-то делам, везде. Так вы сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.
Детские психологи абсолютно единодушны во мнении, что время, которое дети проводят с родителями, намного важнее самых развивающих, самых дорогих, самых современных игрушек и развлечений.
Такое ненавязчивое воспитание детей может проходить и в то время, когда вы занимаетесь обычными повседневными делами. К примеру, просто прогуливаясь в парке, можно вместе полюбоваться природой, расспросить о чем-нибудь ребенка, рассказать ему что-то, пообщаться.
Что наша жизнь? – Игра!
Для детей играть не просто важно, это для них необходимо. Игры, в особенности самостоятельные, непринужденные, невероятно важны для эмоционального и умственного развития детей, а кроме того, для формирования навыков общения.
Активнейшим образом сейчас происходит построение межнейронных связей в мозгу ребенка, необходимых для самых различных функций, и главным образом формируются они именно во время игры. Абсолютно всему маленькие детки учатся во время игры. В его мозгу происходит формирование необходимых нервных взаимосвязей, так сказать, прокладываются новые пути. Главные законы воспитания ребенка, его развития — это неподдельный интерес и приятные эмоции. А что, кроме игры, может отвечать этим требования лучше всего?
Игрушки, которыми детки пользуются в обычных играх, не руководимых взрослыми, могут быть совсем простыми — к примеру, пустые картонные коробки. Причем самые обыкновенные предметы обихода для малышей не менее занимательны, чем ультрасовременные, дорогие игрушки. А главное – они не менее познавательны, а зачастую и гораздо более полезны для развития ребенка.
По мнению специалистов, когда взрослые пытаются расписывать занятия детей по часам и всецело руководить их жизнью, то наносят вред их воображению и развитию творческих способностей. Воспитание ребенка, обучение, если его в принципе можно таковым назвать, происходит исключительно за счет невероятно сильной тяги малыша к познанию. Усвоение новых знаний и навыков проходит очень естественно, интенсивно и непосредственно.
В вопросе контроля родителям стоит сохранять умеренность. Позвольте малышу самостоятельно открывать свой собственный мир, проявлять изобретательность. Дети, как правило, находят сами, чем себя занять. Конечно, это не снимает обязанности с родителей следить за тем, где и с чем он играет, что делает, не грозит ли ребенку опасность. Но не думайте, что предложенные вами игры и занятия для него важнее – это не так. Не относитесь к его самостоятельному выбору, как к чему-то бессмысленному. Его внимание сейчас может быть охвачено каким-то новым, невероятным для него открытием. К примеру, может, он ищет ответ на вопрос, почему яблоко падает на пол, когда его бросаешь, и он проверяет, все ли падает на пол или только яблоко, или пытается осознать, что конфета – это съедобно, а цветной игрушечный кубик — нет. У него сейчас каждая секунда жизни – невероятное новое открытие!
Как развивать способности ребенка?
Главное, что должны понять родители, что их задача состоит вовсе не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы дать ребенку толчок, желание познавать, стремление научиться чему-то, проявить свои таланты, развить свои способности. Способности не являются привилегией неких избранных детей. Природа каждого ребенка наделила удивительными способностями, только разными и исключительно от нас, взрослых, зависит дальнейшее их развитие в нашем малыше.
Тяга ребенка к познанию действительно невероятно огромна: природа заложила в малыша программу развития его возможных, потенциальных способностей, и ребенок в точности следует ей, впитывая в себя, как губка все. Судите сами. Ваш малыш за свои первые годы жизни овладел огромнейшим количеством информации, учитывая, что все это он познавал впервые: умение владеть собственным телом, овладение языком, контакты с окружающими людьми, обращение с массой окружающих его предметов и так далее.
Появление у ребенка способностей в раннем возрасте – это не редкость. В настоящее время у детей и игрушки, какие хотят, и видеотека мультфильмов, компьютер, множество красивых иллюстрированных книг: играй – не хочу, но ребенок просит родителей с ним поиграть. Вашему малышу хочется быть в центре внимания. Внимание очень важно для ребенка. Но часто можно услышать в ответ: «Поиграем позже – мне некогда». Хотелось бы посоветовать родителям, не допускать такие ошибки в воспитании ребенка. Домашняя работа есть всегда, а вот ребенок быстро вырастет и потом уже и рад бы поиграть с ним, но у Вашего ребенка уже другие интересы.
Начиная с двух-трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Активизируются функции памяти. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей, докучая им своими вопросами. Ни в коем случае не раздражайтесь по этому поводу. Он учится, он познает, он запоминает.
Развитие и воспитание ребенка
Воспитание ребенка в раннем дошкольном возрасте происходит исключительно через игру. И чтобы вашей крохе играть было интересно, нужно отстраниться от различных ежедневных проблем и просто провести весело время. Психологи в один голос утверждают, что играть с детками не просто нужно, а необходимо. Единственное, что в каждом возрасте игры разные:
- • для детей 1-1,5 лет – это предметные игры: погремушки, мягкие игрушки, кубики, пирамидки, матрешки, игры в песке с ведерком и лопаткой и тому подобное;
- • для детей 1,5-3 лет – это ролевые игры: одеваем куклу, кормим маму, убаюкиваем любимого мишку и так далее;
- • от 3 лет и больше – это сюжетно-ролевые игры: делаем покупки в магазине, идем в гости, собираемся на море, ставим спектакль-поздравление для бабушки и так далее.
Игры способствуют развитию логического мышления и фантазии ребенка. Сегодня мы не удивляемся, когда слышим, что ребенок в свои 3 годика изучает английский язык, умеет обращаться с компьютером, знает названия всех вымерших динозавров и многое другое. Наши детки развиваются умственно и духовно, подражая нам взрослым. Если малыш растет в обстановке, где все чем-то увлекаются, имеют хобби, любят читать книги, работают за компьютером, видит в семье заботу, взаимопонимание, доброту, уважение, дружеские отношения – это уже является существенным, да что там, — главным вкладом в воспитание ребенка.
Вам наверняка доводилось замечать, что в своих играх дети используют те же чувства, проявляют те же эмоции, используют те же фразы, что и их родители. Понаблюдайте за детками, играющими в семью. Родителям это серьезно поможет посмотреть со стороны на самих себя, ведь детвора копирует взрослых, буквально зеркаля их поведение, поступки и слова. Вам наверняка будет над, чем подумать, и какие решения принять в отношении своего собственного поведения, понаблюдав за такими играми.
Важные советы:
- • ! У младенцев очень небольшой объем внимания, поэтому играть с ними нужно исключительно тогда, когда им этого хочется, пока им это нравится.
- • ! Игрушки, которые вы даете детям, обязательно должны быть безопасными и желательно развивающими.
- • ! Играйте с детьми в игры, в которых содержится много действий, даже если это постоянно повторяющиеся, одни и те же действия. Малышам очень нравится заставлять вас что-то делать, к примеру, поднимать игрушку, которую они снова и снова бросают на пол. Так ребенок познает суть предметов и действий, очередность, последовательность – учится выстраивать логическую цепочку, развивает память.
Дисциплина и воспитание детей
Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому найти какую-то общую теорию в воспитании очень нелегко. В принципе, у всех родителей должны быть свои методики воспитания. Но чрезмерная строгость и частые наказания – лишают ребенка способности принимать самостоятельные решения в будущем. Нельзя проявлять постоянный внешний контроль – это вредно для ребенка. Так вы вырастите несамостоятельную, безответственную, зависимую личность, легко поддающуюся чужому мнению, не способную принимать какие-либо серьезные решения. Помните, что нельзя за ребенка жить, он сам должен прожить свою жизнь. Наша задача – направить его в нужном направлении, передать базовые ценности.
Да, дисциплина необходима, но не крайность, важно, чтобы все было в меру. Детки младше двух лет крайне редко совершают поступки, которые имеют выраженный злобный или агрессивный характер – их поступкам просто не хватает обдуманности. А вот если вы будете бить ребенка в раннем возрасте за всякое непослушание, тогда собственными заложите в него фундамент злости, агрессии. Если вы часто наказываете, или даже бьете ребенка, не стоит, потом спрашивать: «Почему он вырос такой злой, раздражительный, нервный, нерешительный?».
Воспитательные методы родителей должны быть обязательно последовательными и не противоречивыми. Случается так, что у родителей сегодня хорошее настроение, и они на неправильные действия малыша не реагируют. А на завтра «встали не с той ноги» и наказывают ребенка за малейшую провинность. Из подобного воспитания ничего хорошего не выйдет! Согласны вы с этим или нет – это просто факт.
Невозможно правильно воспитать ребенка путем постоянного крика, за счет страха, перед родителями, перед более сильными. Чтобы ребенок понял, чего вы хотите от него, с ним нужно разговаривать, разумно и терпеливо, как с взрослым человеком. Единственное, что способен породить в детях крик — это злость и обиду. Если ваш малыш не слушает вас – это означает, что вы не смогли стать для него другом, человеком, мнение которого он уважает.
Некоторые мамы и папы предпочитают оставлять воспитание детей на самотек: «Пусть делает что хочет, лишь бы не доставал». Пассивная роль в воспитании вряд ли сможет пойти на пользу вашему чаду. Разумеется, такие детки и делать и вести себя будут, как захотят, не обращая внимания на мнение родителей, и в грош его не ставя. Мама и папа при таком подходе не вправе рассчитывать даже на какое-то уважение.
Соблюдайте в воспитании детей умеренную строгость, станьте для них лучшим другом, наставником, а не воспитателем, советчиком, а не надзирателем.
«Уверенность – это сила», сказал один из философов. В воспитание детей нужно вкладывать все силы для того, чтобы они росли уверенными в себе, а, следовательно, сильными. Конечно, немаловажную роль в жизни играет физическая сила – это здоровье организма, красота фигуры, бодрость духа. Но физически можно быть и здоровым, и красивым, и сильным, но не уверенным человеком. Уверенная в себе личность – сильная, смелая, достигающая поставленных целей. Собственно, такого ребенка мы и желаем вам вырастить!
Должен ли ребенок слушаться своих родителей?
Такой простой, казалось бы, вопрос, не вызывающий споров. «Конечно, да» — скажет большинство или даже все родители, настаивая на беспрекословном послушании ребенка. Но будут ли правы?
Родители послушных детей испытывают непомерное счастье – не более чем миф. На самом деле, самыми распространенными следствиями подобного поведения являются двуличие и безразличие. А разве такое отношение детей к родителям может радовать?
Думаете, преувеличиваем? Отнюдь. Ребенок с возрастом начинает все больше вести двойную жизнь — одну для родителей, другу — для себя. В конце концов, это становится обычным для ребенка поведением. С двуличностью можно еще как-то смириться. Отношения со сверстниками, бесшабашные развлечения и незначительные шалости скрыты надежно от родительского ока. Ребенку так удобно: родители спокойны, не наказывают, не орут, в припадке, и он полноценно наслаждается жизнью. На самом деле в современном обществе – это даже естественно. Сплошь и рядом можно видеть искреннее удивление и даже недоумением родителей, узнающих о настоящем поведении ребенка, например, от школьного педагога: «Не может быть! Мой ребенок никогда бы такого не сделал!!!».
На самом деле, ведение двойной жизни — всего лишь оборона от родительского непонимания, а вот проявление у ребенка апатии — значительно опаснее. Наблюдается абсолютное безразличие к окружающему миру, и что более страшно — к себе. У таких детей отсутствует собственное мнение, их постоянно преследует тревога, как отреагируют мама и папа на конкретное действие. В ребенке медленно и бесповоротно зарождается ощущение своего бессилия и собственной бесполезности. А взрослые в это время безмерно счастливы послушностью своего чада, гордятся им, поощряют за него.
Безучастие, апатия, отсутствие социальной активности, неудовлетворенность жизнь — основные последствия послушания на радость взрослым. В итоге вырастают несчастные люди — серая масса своей страны.
Беспрекословно слушаясь взрослых, малыш лишается своих личных, собственных желаний и стремлений. Ведомый и послушный человек не неинтересен окружающим. Впервые подобные проблемы проявляются в школе, становятся более серьезными в институте, в особенности, если ребенок под давлением родителей, учиться пошел совершенно не туда, куда хотел, потом ненавистная, неинтересная работа…. И всего этого добились родители, желающие добра.
Так как правильно воспитать ребенка, если он не обязан слушаться? Ответ на этот вопрос очевиден. Взаимоотношения детей и родителей строиться должны на уважении, как, к примеру, с друзьями.
Просите малыша сделать что-то, а не требуйте. Убедите его в том, что это необходимо. Попробуйте договориться, если не согласен, обсудите ситуацию. Учитывайте доводы ребенка, когда он с упорством отказывается от чего-нибудь. Малыш должен помогать, когда сам хочет этого, а принуждение только отвратит его, с возрастом помощь взрослым станет привычкой, и не будет вызывать у ребенка вопросов.
Конечно, нельзя позволять ребенку «садиться вам на голову». Необходимо думать, что вы делаете, почему поступаете, так или иначе, и что в данном случае подумает ребенок. Он должен чувствовать нерушимые стены, логичность поступка и следствия. Нельзя допускать двойной трактовки ваших поступков, перемены ваших решений в зависимости от настроения. В серьезных моментах ваша кроха должна четко понимать, что будет именно так, как родители сказали (само собой спокойным тоном).
Любовь к собственным деткам заложена в нас природой, а уважение, к сожалению, – нет. Поверьте, уважительное отношение к ребенку приведет к самым лучшим, самым плодотворным результатам. Конечно, бредовые детские мысли на первых этапах его взросления принять будет сложно, однако ребенок со временем и сам изменится, понимая и чувствуя, что родители на равных с ним. Людям в действительности не свойственно повиноваться. Послушание — это не более чем миф. Сотрудничество, взаимоуважение, партнерство — вот основы взаимоотношений, вот как можно правильно воспитать ребенка.
И еще немного о воспитании детей в семье: