Ребенок в 7 лет. Воспитание детей младшего школьного возраста.
Latest posts by Lady Venus (see all)
- Как стать востребованным косметологом? - 30.11.2021
- Как сделать, чтобы ноги не пахли - 06.07.2021
- Выбираем часы в подарок жене - 28.05.2021
Наиболее важные виды деятельности для развития деток в 7-10-летнем возрасте — игра, обучение и общение. Именно на этом и должно быть построено воспитание детей младшего школьного возраста. Во время игровой деятельности детки учатся социальному взаимодействию, учатся жить в обществе, реализуют свои способности, навыки и знания, превращая их из теории в практику, а затем опыт. Как воспитывать детей младшего школьного возраста, чем отличается психология детей школьного возраста от других периодов жизни?
Воспитание ребенка 7 лет:
с чего начинать «взрослую» жизнь?
Родителям младших школьников необходимо объяснять малышу правила поведения в стенах школы, разницу в общении с преподавателями и со своими сверстниками. Ребенку нужно загодя рассказать о том, что представляет собой урок, что такое перемена, как себя правильно вести в это время. Психология детей школьного возраста требует обязательной и регулярной похвалы ребенка, когда у него получается что-либо и помощи, когда в обучении и общении возникают трудности.
Воспитание ребенка 7 лет – сложная задача. И в первую очередь потому, что первое время школьного обучения для любого ребенка — достаточно тяжелый адаптационный период к новым условиям, к новому коллективу, а ту еще и усваивать знания необходимо.
Конечно у деток, которые в свое время посещали детсад, адаптация происходит гораздо легче, так как они уже успели приобрести навыки общения в коллективе, со сверстниками, воспитателями, и достаточно хорошо понимают, что в школу они пришли учиться. Воспитание школьника, проведшего дошкольный период с родителями дома, много сложнее, им трудно адаптироваться к обучению, так как их, прежде всего, интересуют игры, они увлечены общением со сверстниками, которого им так недоставало дома.
Воспитание ребенка 7 лет предполагает, что родители помогут сформировать правильное отношение к школе у ребенка, объяснят ему, что обучение – это не только полезно, но и очень интересно, убедить, что он в любую минуту может рассчитывать на помощь и поддержку от вас. Главное, что должен понять малыш – это то, что он учится для себя, а не для вас или кого-то еще, что это поможет ему в жизни, пригодится в будущем, обеспечит такую жизнь, которую малыш сам себе представляет. Воспитание детей младшего школьного возраста обязывает родителей приложить все усилия, чтобы настроить школьника позитивно, избавить его от страхов, что он может с чем-то не справиться.
Воспитание детей младшего школьного возраста:
игры, а не игрища!
Так как для ребенка в 7 лет всё еще большую роль имеет игровая деятельность, воспитание детей школьного возраста лучше осуществлять в форме игры, как и подготовку непосредственно к школе. Благодаря играм, обучению и общению происходит интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка, поэтому очень важно, предоставить малышу возможность находиться чаще в коллективе.
Воспитание ребенка 7 лет должно содержать игры и занятия, развивающие внимательность, усидчивость, слух и зрение малыша. Это может быть, к примеру, игра «испорченный телефон», которая хорошо развивает слух, лепка или рисование, которые оказывают положительное влияние на мелкую моторику ручек и развитие интеллекта ребенка. Однако в процессе планирования развивающих занятий обязательно необходимо учитывать, что малышу требуется постоянная смена видов деятельности. Психология детей школьного возраста отличается неким непостоянством, просто потому, что маленькие детки очень быстро устают, делая одно и то же.
Как воспитывать детей – первоклашек?
Когда начинается обучение и воспитание детей в школе, у них появляется масса новых обязанностей, поэтому очень важно суметь приучить маленьких деток к дисциплине, установить четкий и строгий распорядок дня. Такой подход поможет ребенку стать более организованным, ведь ему будет значительно легче справляться с множеством, появившихся обязанностей.
Особенное внимание адаптации ребенка должны уделять мамы и папы деток, не посещавших детсад или другие дошкольные учреждения, потому что такие детки в новом коллективе приживаются гораздо сложнее, не всегда понимают, что слушаться учителя необходимо и плохо умеют находить общий язык с ровесниками и одноклассниками.
Нужно понимать, что насколько бы ответственно ни относились родители к развитию и воспитанию малыша, домашнее обучение заменить школу в полной мере никогда не сможет. Полноценное развитие и воспитание детей младшего школьного возраста возможно только в коллективе, в непосредственном контакте с тем обществом, в котором ему предстоит жить. Только в коллективе психология детей школьного возраста сможет правильно сформироваться. Только здесь малыш сможет приобрести социальные жизненно необходимые навыки, научиться оценивать последствия и важность собственных решений и поступков, понять всю серьезность обязанностей, возложенных на него.
Не нужно забывать также и о здоровье младшего школьника. У него должен обязательно быть удобный ранец, который не деформируется, когда его наполняют школьными принадлежностями – это важно! Общий вес наполненного ранца не может превышать 10% от общего веса малыша (ориентировочно — это до 4 килограмм). В противном случае, такая ноша может нарушить формирование правильной осанки.
Воспитание школьника:
особенности и психология детей школьного возраста
Воспитание детей школьного возраста во время обучения, ставит перед родителями и педагогами специфические задачи. Это качественно новый, ответственный этап формирования личности, если сравнивать его с предыдущим дошкольным периодом жизни.
Особенности воспитания школьника – это и существенное перераспределение нагрузки (заметное ограничение физической и резкое увеличение умственной нагрузки), и изменение роли ребенка в социуме, и постоянная сознательная жизнедеятельность в рамках коллектива.
Родителями обязательно должна учитываться психология детей школьного возраста. Школьный период и для всей семьи представляет собой довольно серьезное испытание, не только для самого ребенка.
Ответственность родителей в воспитание детей школьного возраста заключается, в первую очередь, в умении организовать день ребенка. Именно родители (как правило, этим занимаются мамы) здесь играют ведущую роль. Будет очень хорошо, если мама сможет сохранить свою организующую роль весь период начальной школы. Это позволит малышу легче перестроиться, привыкнуть к новым обязанностям, втянуться в процесс. В самом начале мама самостоятельно полностью выстраивает процесс деятельности ребенка (определяет время, когда они готовят уроки вместе со школьником; устанавливает время для прогулок, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями, а также, все свободное время ребенка). Но постепенно и главное, сознательно, мамочка делегирует часть своих «полномочий» и ответственности ребенку. К примеру, уже со второго класса школьного обучения, как правило, все девочки в состоянии самостоятельно готовить уроки (мальчики обычно — только с третьего). Мамочке в этом плане остается лишь общий ненавязчивый контроль за выполнением домашних заданий и помощи, в случае необходимости.
В воспитании детей школьного возраста огромную роль играет распорядок дня, который предполагает обоснованное физиологическими особенностями ребенка чередование отдыха и учебной нагрузки. Вполне возможны при этом разумные сдвиги и коррективы в количестве и длительности занятий (ведь режим существует для человека, а не человек для него). Но в целом должна сохраняться общая повторяемость действий. В таком случае организм школьника сможет подстроиться под установленный ритм деятельности, и ему будет легче, когда в каком-то смысле его день предсказуемый и понятный.
Физическое воспитание школьника
Воспитание детей школьного возраста должно опираться также и на физическое развитие ребенка. Ведь современный, общепринятый для горожан, пассивный образ жизни лишает школьников напрочь жизненно необходимых физических нагрузок для растущего организма. Поэтому занятия спортом должны в полной мере восполнить недостаток нагрузок.
Физические упражнения имеют значение не только лишь для здоровья школьника. Они — важная часть системы воспитания. Именно через занятия спортом существенно укрепляется волевая сфера ребенка, он учится ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать лень, усталость, инертность. В конечном счете, правильные физические нагрузки способны обучить школьника самодисциплине и самообладанию.
Трудовое воспитание школьника
Воспитание ребенка 7 лет и более предполагает постепенную передачу школьнику и ответственности за какую-то определенную работу в домашнем хозяйстве. У школьника должны обязательно быть какие-то обязанности, приемлемые по возрасту, которые он регулярно выполняет.
Принцип тот же. Поначалу новую работу малыш делает вместе с мамой, потом постепенно пробует выполнять самостоятельно, а затем ответственность за это полностью перекладывается на школьника. К примеру, в 7 лет можно, беря малыша за ручку, выносить вместе мусор, как только ребенок освоится и хорошо запомнит дорогу и процесс, можно отпускать его самого. Не забывайте поощрять ребенка за труд, зачастую достаточно похвалы и разговоров с откровенной гордостью в голосе, что он уже взрослый, настоящий мамин помощник.
Трудовые обязанности ребенка по дому имеют огромнейшее значение в воспитании детей школьного возраста. Они формируют в ребенке навыки разумной дисциплины, тренируют волевую сферу, обучают самоорганизации. Психология детей школьного возраста разных полов при этом различается: мальчикам, как правило, требуется больше самостоятельности в действиях, а девочки нуждаются в большей заботе о них, большем внимании.
Психология детей школьного возраста:
тонкости семейного взаимопонимания
Другой особенностью воспитания детей младшего школьного возраста является постепенное увеличение самостоятельности. Это позволяет школьнику прочувствовать самого себя в совершенно новой социальной роли, роли взрослого или практически взрослого человека. Помимо этого, ребенок получает возможность попрактиковаться в принятии решений и достижении поставленных задач, собственных или поставленных внешним значимым для ребенка окружением (родители, педагоги).
В этот период родителям важно относиться с пониманием к таким переменам и проявлениям личностного развития ребенка. Сейчас ваше чадо остро нуждается в постоянной вашей поддержке, одобрении и понимании своей деятельности. Мудрые родители ведут себя достаточно гибко в отношении к ребенку и стараются учитывать, что их малыш уже подрос, и для него огромное значение имеют любые успехи и неудачи, происходящие в школе. Школьное обучение детьми воспринимается как особо значимая деятельность. Поэтому отсутствие понимания ребенка и разумного одобрения со стороны родителей (не захваливания, а именно одобрения!) может нарушить первоначальный хороший контакт в семье.
Поведение и психология детей школьного возраста
Невозможно качественно воспитать ребенка ничего не зная о его возрастной психологии. В частности, важным моментом является то, что на развитие личности школьника все большее влияние в этот период начинает оказывать социум, а не семья. В идеале эта среда, которая должна подтверждать и укреплять базовые установки, которые дети усвоили в семье. В реальности так происходит редко. Дети нередко стремятся противопоставить себя установкам семейного воспитания, особенно в подростковом возрасте. И это скорее общепринятая практика, чем исключение из правил.
Но не стоит отчаиваться! Воспитать достойных деток вполне можно и при существовании этого временного возрастного конфликта поколений, между «отцами» и «детьми». Конфликтный возраст, так или иначе, проходит вскоре, и семейные отношения стабилизируются.
Психология детей школьного возраста обязывает предусматривать и учитывать половозрастную специфику поведения в школьные годы. К примеру, замечено, что лет с 8 примерно детки главным образом предпочитают играть с представителями именно своего пола. Вместе с этим происходит игнорирование, а подчас и несколько враждебное отношение к представителям пола противоположного. Как воспитывать детей, видя в них откровенное отторжение от природной тяги к противоположному полу? Не стоит принимать это близко к сердцу — это всего лишь закономерный этап развития. Все девочки в этот период становятся для мальчиков ябедами, занудами и приставалами. Девочки всех мальчишек считают драчунами, хвастунишками и задирами. Со временем все станет «на круги своя».
Подробнее об особенностях полового развития мальчиков и девочек читайте в статьях:
«Половое воспитание детей. Принципы полового воспитания мальчиков и девочек»,
«Половое созревание мальчиков: от мальчика до мужчины. Физические, гормональные и психологические изменения»,
и «Половое созревание девочек. Как девочка становится женщиной».
Очень важно, чтобы родителями учитывалась психология детей школьного возраста. Ведь именно сейчас в сознании деток формируются такие незыблемые понятия, как дружба, товарищество. На их основе, чуть ближе к подростковому периоду, начнет складываться восприятие межполовых взаимоотношений, а возможно возникнет и первая любовь. Но это еще только предстоит, а сейчас, же перед вашим ребенком отрываются неведомые пути, полные невероятных открытий и сложных препятствий. Будьте вместе с ним на этой дороге, вдохновляйте и помогайте подняться, если споткнется.
Еще немного о том, как воспитывать детей младшего школьного возраста: