Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?
Latest posts by Lady Venus (see all)
- Как стать востребованным косметологом? - 30.11.2021
- Как сделать, чтобы ноги не пахли - 06.07.2021
- Выбираем часы в подарок жене - 28.05.2021
Диагностика аутизма не составляет в последнее время столь серьезных проблем, как это было ранее. Однако, его, как прежде, важно отличать от других умственных расстройств, поскольку от этого зависят будущие мероприятия, направленные на восстановление здоровья, коррекцию поведения и возможность излечить болезнь. Так, почему же развивается это расстройство, что собой представляет, как проявляется аутизм, и главное, как правильно его диагностировать?
• Причины аутизма
Рассматривая причины аутизма, некоторые из ученых отдают «пальму первенства» воздействию резидуально-органического фактора, проще говоря – это последствия патологии беременности, осложнений при родах, инфекций и черепно-мозговых травм. Другие предпочитают относить аутизм к группе заболеваний детской шизофренией. Имеется также мнение, что возникновение аутизма «обязано» результатам врожденной дисфункции мозга, что обусловлено наследственным недоразвитием ощущений, или же следствием недоразвития нейронных структур, которые необходимы для переработки поступающей в мозг информации.
Одной из важных причин аутизма считается некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, низкий порог появления тревоги, плохая переносимость фрустраций. В этом случае, под воздействием неблагоприятных внешних факторов, в частности недостатка эмоционального контакта с собственной матерью, к примеру, ребеночек как бы закрывается, отгораживается от внешнего мира, воспринимая его как травмирующий, ранящий. Он чувствует себя в своем «коконе» в большей безопасности. Следствием этого становится формирование с самого рождения определенной личностной структуры, основанной на тотальной защите от всего окружающего, аутизме. Впоследствии это нарушает весь процесс психологического, эмоционального, интеллектуального развития человека, либо в большей, либо в меньшей степени, однако примерно идентичным образом.
• Классификации аутистических расстройств
Ранее детский аутизм в классификации психических болезней относили к психозам, специфическим для детского возраста. Но в современных классификациях данное положение изменено, сегодня детский аутизм относится к группе первазивных общих расстройств психологического развития, которые объединяют все задержки развития и отклонения психологических функций, а именно, функций участвующих в процессе приобретения человеком навыков социального и бытового общения.
Общие первазивные расстройства включают:
- 1. Детский аутизм;
- 2. Аутизм атипичный;
- 3. Другое дезинтегративное детское расстройство;
- 4. Синдром Ретта;
- 5. Гиперактивное расстройство в сочетании с двигательными стереотипиями и умственной отсталостью;
- 6. Синдром Аспергера.
• Аутизм, диагностика и основные признаки аутизма
Синдром раннего детского аутизма встречается на 10000 населения в 2-4 случаях, а вот сочетание аутизма и умственной отсталости – до 20 случаев на 10000. Это расстройство наиболее характерно мальчикам, в соотношении в среднем 3-4:1.
Диагностика аутизма ребенка, постановка диагноза (синонимы: РДА — ранний детский аутизм, синдром Каннера), основана на наличии основных трех качественных нарушений, а именно:
- 1. недостаток социального взаимодействия ребенка,
- 2. недостаток взаимной коммуникации,
- 3. стереотипные формы поведения.
Эти нарушения признаны общими, главными чертами индивидуального развития, которые проявляются во всех без исключения случаях аутизма, хотя могут варьировать, имея разные степени выраженности. Вне зависимости от отсутствия или наличия умственной отсталости у аутиста, эпилептических приступов, церебрального липидоза, туберозного склероза, врожденной краснухи, фрагильной Х-хромосомы, нередко сопровождающих ранний детский аутизм, окончательно определяют расстройство только по наличию особенностей в поведении, которые не соответствуют умственному развитию. Это и есть основные признаки аутизма.
Как правило, признаки аутизма, все особенности начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка, и становятся очевидными к третьему году жизни.
Учитывая неясность природы заболевания, диагностика аутизма у взрослых детей в лабораторных условиях, не имеет смысла. Практическое значение имеет только, так называемая, «поведенческая диагностика аутизма у взрослых и детей».
• Как проявляется аутизм (аутизм Каннера)?
Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реагирования малыша. Это могут быть определенные трудности кормления, когда ребеночек отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с гораздо большим удовольствием. Аппетит у ребенка с РДА может быть плохим, случается, что он очень избирателен, когда некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыбу, мясо. У многих деток есть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не давая каких-либо признаков беспокойства.
Варианты реагирования ребенка на внешние раздражители также кардинально разнятся, от страха малейших шорохов и повышенной пугливости до практически абсолютного отсутствия реакций, на обращение к нему, в том числе. При этом малыш может вполне производить впечатление слепого и глухого.
Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, беспроблемным, «удобным» ребенком. Помимо этого, достаточно часто у ребенка отмечается склонность к аллергиям.
- • Признаки аутизма в нарушении взаимодействия
Нарушение социального взаимодействия выражается отсутствием либо выраженной ограниченностью контакта ребенка с внешней реальностью. Аутист как будто отгорожен стеной от остального мира, живет в собственном панцире, «скорлупе». Иногда создается впечатление, что аутичный ребенок не замечает окружающих, значение для него имеют исключительно собственные потребности и интересы. Попытки «проникнуть» родителей и других людей в его мир, как-то вовлечь его в контакт, выливаются во вспышки тревоги, самоагрессивным и агрессивным проявлениям. Зачастую на приближение родителей к ребенку, он никак не реагирует ни на голос, ни на слова, в ответ малыш не улыбается, и если в принципе улыбается, то куда-то в пространство, ни кому.
Сложно привлечь внимание такого ребенка, поймать его взгляд. Установить зрительный контакт и в дальнейшем бывает очень сложно, малыш смотрит, будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако, в то же время способный производить впечатление весьма умного, осмысленного взгляда. Больший интерес у таких деток вызывают предметы, нежели люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на призывы матери.
У общения ребенка с близкими зачастую выделяются особенности, к примеру, выделять мать малыш начинает поздно либо вовсе не выделяет ее. Малыш не просится на руки, а находясь на руках к позе матери не приспосабливается, он вял и пассивен, как взяли, в такой позе и пребывает. Довольно часто проявляется аутизм плохой переносимостью ребенка телесного контакта, которого они стараются всячески избегать. У них зачастую безразличное отношение к близким, их уход и появление никаких реакций у малыша не вызывают, однако со временем безразличие может сменить повышенная привязанность, гиперпривязанность, «слитность» с кем-то из близких, обычно с матерью, и тогда даже ее кратковременное отсутствие становится непереносимым для ребенка и вызывает панику. Малыш, у которого ранний детский аутизм, видит в людях носителей отдельных свойств, интересующих его, использует их как свое продолжение, часть собственного тела, к примеру, пользуется рукой взрослого для того, чтобы достать либо сделать что-то для себя.
Чаще отношение к взрослым при РДА выражается полным отсутствием внимания или страхом к незнакомцам, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что проявляется аутизм в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, к примеру, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.
Отношение к своим сверстникам также необычное, нетипичное для детей. Часто ребенок может их просто не замечать, относиться не более как к мебели, может сосредоточенно рассматривать их, трогать, будто неживой предмет. Подчас таким деткам может нравиться играть рядом с детьми, наблюдать за тем, что они делают, во что играют, что пишут в тетради, хотя и при этом истинный интерес вызывает то, чем именно они занимаются, а не сами дети. В совместных играх ребенок не участвует, ему не под силу усвоить правила игры, понять, зачем это нужно. Случается, что проявляется аутизм в стремлении к общению с другими детьми, и чаще это несколько пугающий восторг при виде детей, сопровождающийся бурными проявлениями чувств, вплоть до того, что объятия ребенка с РДА могут быть удушающими, «любя» он может причинить боль. Внимание к себе больной ребенок часто привлекает необычными способами, к примеру, ударив или толкнув другого. Случается, что он боится детей и с криком убегает при их приближении. Таких деток нередко обижают, «тюкают», потому что они уступают другим во всем, не сопротивляется, когда берут за руку, не обращают внимания, когда гонят от себя.
В действительности, ему просто может быть недоступно понимание эмоционального состояния какого-то другого человека или его реакция может быть неадекватной, к примеру, смеется, когда мама плачет. Впрочем, родители нередко отмечают, что малыш невероятно чувствителен к их настроению, способен проявлять сочувствие. Недостаточно адекватным может быть и поведение ребеночка в общественных местах. Таким образом, он может кричать без причины, хватать все с полок в магазине. Он может начать невероятно нервничать, если на него кто-то обращает внимание.
Если у ребенка ранний детский аутизм легкой степени, то он может посещать детские учреждения, но он не соблюдает режим в детском саду, не слушается воспитателей, отказывается участвовать в занятиях, может весь день просидеть в шкафу, к примеру. Либо же он ведет себя чрезмерно свободно, к примеру, громко объявляет остановки в автобусе: «Уважаемые пассажиры, внимание: следующая остановка…».
- • Синдром раннего детского аутизма и особенности речи
Нарушения в общении с окружающими во многом связаны с особенностями развития речи.
В грудном возрасте малыш зачастую не проявляет реакции на обращенные к нему слова, не отзывается на собственное имя. Впоследствии, в зависимости от того, насколько сохранится интеллектуальный потенциал, понимание речи вполне может быть очень хорошим. Основной же проблемой выступает выраженная недостаточность либо отсутствие коммуникативной функции речи.
Лепет и гуление появляются поздно или отсутствуют, при этом лепет к взрослому не обращен, малыш не повторяет услышанных звуков, слов. У многих деток речь в принципе не развивается или они вырабатывают свой собственный язык, «птичий», понятный одному ему. Появление же слов, если оно происходит, случается «не вовремя» — значительно раньше или позже общепринятых сроков. Причем это могут быть сложные, редкие слова, которые ребенок произносит четко и легко. Некоторые слова могут неожиданно появляться, а потом надолго исчезать из словарного запаса.
Речь аутиста может быть монотонной, не мелодичной, она очень медленная или быстрая, неритмичная, с произношением слов по слогам или пропеванием слов, сопроводительная жестикуляция при этом отсутствует. Словарный запас при этом может быть большим, однако слова зачастую не связываются между собой, не выстраиваются в логическое предложение.
Возможно и активное словотворчество ребенка – придумывание собственных названий вещам или особое использование слов, к примеру, ребенок может по-своему называть цвета: красный цвет – яблочный, фруктовый; синий – как небо.
Обычные признаки аутизма – это долгое не использование ребенком местоимения «Я». О себе самом он говорит во 2-м лице или 3-м, буквально повторяя обрывки чужих фраз в отношении себя: «Коля хочет гулять», «Коля будет кушать», «Садись», «Идешь домой». Весьма характерный признак аутизма – это не построение собственных фраз, а использование услышанных ранее, заученных фраз (цитаты из мультфильмов, рекламы и прочее), причем повторение происходит с той же интонацией, хоть и в ином контексте. Каннер считал, что можно понять смысл данных отсроченных эхолалий, если знать как, в какой именно ситуации в первый раз была услышана данная фраза.
Очень трудно при РДА овладеть словом «да». Ребенок, вместо него часто повторяет вопрос, обращенный к нему: «Пойдем гулять?» — «Пойдем гулять». Часто может создаваться впечатление, что ребенок очень хорошо владеет речью, так как благодаря великолепной памяти, способен запоминать длинные предложения, целые страницы или даже главы из книг, и в точности воспроизводить их затем. В более мягких вариациях внимание на себя обращает явное несоответствие между способностью говорить правильно, лексически и грамматически, и одновременной неспособностью ребенка к диалогу.
- • Стереотипное поведение и диагностика аутизма
Стереотипное, ограниченное и повторяющееся поведение, активность и интересы обнаруживаются у детей с самого раннего возраста. Малыш испытывает огромную потребность в сохранении неизменности и стабильности его привычного окружения. Синдром раннего детского аутизма проявляется в плохой переносимости ребенком любых изменений в его жизни: новые режим, питание, одежда, ванна, коляска вызывают панику. Малейшее изменение привычного маршрута, перестановка мебели в комнате, могут привести аутичного ребенка в состояние стресса, тревоги и гнева. Таким людям вообще характерна невероятно хорошая память в том, что касается окружающей обстановки. У них велико стремление, чтобы все оставалось именно так, как они в первый раз это восприняли. Новые игрушки ребенок просто может категорически отвергать или, вовсе не замечая их в начале, предпочесть их другим через какое-то время и даже относиться к ним такой любовью, что будет с ними спать и всегда брать с собой, куда бы он ни направлялся.
В собственную жизнь ребенок вносит огромное количество ритуалов и остро нуждается в том, чтобы они неукоснительно выполнялись. К примеру, требует перед сном, чтобы ему читали сказки из шести определенных книг в конкретной последовательности. Ребенок может спать исключительно в одной пижаме и обязательно в тапочках, не позволяя их снимать.
Двигательные стереотипии выражаются в повторении определенных движений, частом и ритмичном, случается, что в течение суток напролет. Такие действия нередко приносят ему заметное удовлетворение, и довольно сильно возбуждают его. В равной степени это могут быть верчение головой, раскачивания, движения перед глазами пальцами, потряхивания кистями, взмахи руками, бег по кругу, кружение, похлопывания, постукивания и другое. Ребенок может без устали бегать, прыгать «как заводной». Собственно возможен целый комплекс различных стереотипных действий, к примеру, он косит глазами, свистит, вытягивает губы трубочкой, постукивает по щеке пальцем. Нередко стереотипии возникают при волнении ребенка. Помимо двигательных, бывают и речевые стереотипии — бесконечное повторение по кругу определенных фраз, к примеру, «бабушка придет, конфеты принесет».
Склонность к стереотипии проявляется и в игровой деятельности также. В младенчестве малыш с РДА бывает буквально заворожен созерцанием каких-то ярких предметов, их движением, сам стремится постоянно вызывать однотипные зрительные ощущения. На длительное время задерживается этап стереотипной, манипулятивной игры, как правило, неигровыми предметами: кастрюлями, крышками, инструментами, обувью. Особенное пристрастие отмечается к игровым манипуляциям с неструктурированным материалом: детки с признаками аутизма бесконечно пересыпают песок, переливают воду. У них не развивается сюжетная игра. Они часами могут выстраивать кубики, книги, машинки и прочие предметы в линию, распределяя их по форме, размеру, цвету. Могут собирать и разбирать башни, пазлы и очень нервничают, возбуждаются, если что-то не выходит, стремятся все восстановить. Нередко дети аутисты любят игрушки, которые издают шум, к примеру, долго и стереотипно крутить юлу, греметь крышкой. Ребенок может в игре перевоплощаться в героев мультипликационных фильмов, буквально вживаясь в образ, цитируя его фразы дословно и повторяя действия. Заключаться игра может также в том, что малыш будет часами ходить по кругу, и сам себе рассказывать какие-то истории, не пуская никого в свою игру.
Особенно заметно влияние пристрастия ребенка телевидения и рекламы, к примеру, он требует покупать ему то, что увидел, выставляет в ряд, часами любуясь шоколадками и шампунями. А то, чего он не видел в рекламе, не вызывает у него интереса. Особенно характерен интерес к совершенно нефункциональным элементам предметов, к запаху, цвету, фактуре. Часто у ребенка имеются поистине любимые вещи, с ними он не расстается: палочки, веревочки, — носит, держит, крутит и так далее. Многим нравится слушать, как им читают вслух, причем не должно пропускаться ни единое слово, включая номер страницы и тираж. У некоторых детей проявляется аутизм повышенным интересом к символам и знакам, быстрым освоением букв и цифр, они выкладывают из палочек слова, рисуют на стеклах цифры. Нередко у детей бывает прекрасный музыкальный слух, они любят музыку, внимательно ее слушают, безошибочно узнают мелодии, а некоторых произведений может бояться, отворачиваться к магнитофону спиной, пятиться из комнаты, вжимая голову в плечи.
- • Страхи и фобии при аутизме
У взрослых и деток с аутизмом часто имеются страхи и фобии. Характерны боязнь шума электробытовых приборов, громких звуков, причем дети нередко рисуют эти приборы, мастерят из конструктора или вылепливают. Возможны также страхи ветра, сопровождающиеся требованием: «выключи ветер!». Аутисты страшатся животных, пианино, больших машин – чего угодно.
Возможны «внезапные страхи», которые возникают без какой-либо видимой причины. В эти моменты ребенка невероятно трудно успокоить, он кричит, плачет, никого не подпускает к себе.
Вместе с этим возможно и отсутствие всяких страхов напрочь: аутист совершенно не боится темноты и может самостоятельно отправиться гулять ночью, воды – может нырять под воду, даже не умея плавать, высоты – стоять на подоконнике, ходить по краю стола. При этом он может быть весьма ловким и подвижным, совершая просто немыслимые «трюки».
Зачастую надолго сохраняется избирательность в пище, к примеру, может не есть салат, мясо, определенные овощи, но очень любить суп и есть только его постоянно.
У большинства детей с РДА интеллект снижен. У половины коэффициент их умственного развития — IQ – составляет меньше 50 баллов, у четверти – 50-70.
- • «Дети дождя»: синдром Аспергера или «мягкий» аутизм у взрослых и детей
В случае чистых форм детского аутизма физическое развитие, как правило, нормальное. Однако аутизм часто может сочетаться с приступами эпилепсии, слепотой, глухотой.
Венский психиатр Г. Аспергер в 1944 году описал одноименный синдром, обозначив его как расстройство личности, «аутистическую психопатию» (синонимы синдрома Аспергера: шизоидная психопатия, детское шизоидное расстройство). Сегодня принято считать его проявление мягким вариантом аутистического расстройства.
От типичного детского аутизма синдром Аспергера отличается отсутствием отставания или задержки в интеллектуальном и речевом развитии. У большинства нормальный или даже высокий интеллект. Свои особенности имеет моторное развитие: дети при синдроме Аспергера заметно неуклюжи, совершают неритмичные движения, имеют тенденцию к стереотипиям. У детей относительно хорошая адаптация к окружающей реальности, во всяком случае, внешне.
У мальчиков данное расстройство встречается чаще в 8 раз, чем у девочек.
Менее выражены особенности социального взаимодействия. У них менее глобальный разрыв с реальностью, присутствие другого человека полностью не игнорируется. Характерными являются эгоцентризм, низкая способность или потребность к взаимодействию со сверстниками, но оно не исключено, если ребенку что-то требуется от другого человека. В общении эти люди наивны, либо не умеют обманывать вовсе, либо делают это настолько неумело, что себе в ущерб. Они повышенно ранимы, восприимчивы к обидам и замечаниям, но к эмоциональному состоянию других практически не чувствительны. Характерен «загадочный», фиксированный взгляд, бедность мимики, языка тела и жестов. Окружающие воспринимают их зачастую как «странных, чудных». Как правило, друзей у них нет.
Свойственно также наличие интересов, зачастую абстрактных, совершенно не свойственных возрасту, сопровождающихся одержимостью к ним. Все это в совокупности с недостаточностью интереса к реальной окружающей жизни и неприспособленностью в быту. К примеру, рассуждая о теории относительности, человек не представляет даже образно, сколько может стоить булка хлеба. Для ребенка большое значение имеет фантастическая деятельность, которая сопровождается сильным эмоциональным зарядом, полным погружением в мир фантазий и отрывом от реальности. Люди с РДА накапливают большое количество знаний, но не в состоянии использовать их в жизни. Так же, как при типичном аутизме имеется склонность ритуалам к и четкому распорядку, но «более высокого» уровня.
Речь обычно появляется у детей с некоторым опозданием, однако развивается стремительно, и уже годам к 5-ти выглядит как чрезмерно взрослая, педантичная. Речи свойственны необычные интонации, ребенок говорит либо слишком мало, либо слишком много, часто используя речевые штампы, цитаты и фразы «из телевизора».
• Дифференциальная диагностика аутизма у детей
Диагностика аутизма ребенка чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств работы мозга. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих заболеваний:
- Умственная отсталость.
У детей умственно отсталых снижение интеллекта носит тотальный, равномерный и качественно другой характер. Умственно отсталые детки используют в большей степени значения слов, в то время, как при аутизме совершенно другая история. Кроме того они, в особенности при синдроме Дауна, не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.
- Шизофрения.
Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается обычно после периода относительно или вполне нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.
- Дезинтегративные умственные расстройства.
Синдром Геллера. Начало данного расстройства выпадает на возраст 3-4 года, когда у ребенка, нормально развивавшегося до этого периода, начинают появляться отчетливые поведенческие нарушения. Как правило, они проявляются в виде раздражительности, непослушания, затем быстро теряются двигательные навыки, речь, нарастает интеллектуальное снижение.
Синдром Ретта. Данный случай имеет период, так называемого, кажущегося нормального развития, который протекает до 6-20 месяцев. Далее следует потеря целенаправленности движений руками, скорое нарастание интеллектуальных дефектов, появление неврологических симптомов.
- Депривационные расстройства.
Проявляется аутизм в данном случае при возникновении результатов психосоциальной депривации, к примеру, вследствие помещения ребенка в Дом ребенка. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции (возможно до определенного возраста) способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития.
• Перспективы людей, у которых ранний детский аутизм
Ребенок может постепенно развить, подчас достаточно прочные и глубокие связи с родителями, сестрами и братьями. В дошкольный период многие детки заметно меняются, у них улучшается социальная адаптация, внешне они могут не походить на детей, имеющих тяжелые нарушения. Возможно, также лучшее восприятие обращенной речи и установление контактов, при одновременном сохранении отсутствия взаимности в отношениях.
У некоторых деток социальное развитие может улучшиться в подростковый и взрослый периоды жизни. Во время подросткового периода небольшое количество деток делают значительный шаг вперед и функционируют существенно лучше в сравнении с ранними годами собственной жизни. Довольно много аутистов через подростковый возраст проходят без каких-то особенных достижений в социальной сфере и с небольшими трудностями. Но у порядка 40% людей с аутизмом именно в подростковом периоде наблюдаются нарастание симптоматики, ухудшения состояния, подчас бывает регресс, достигающий социального уровня дошкольного возраста, сопровождающийся замкнутостью, отвержением окружающих людей. Может быть некоторое усиление самоагрессии, гиперактивности, стереотипности движений.
Ближе к взрослому возрасту, как правило, формируются своеобразные модели взаимодействия и поведения. У одних может преобладать замкнутость, избегание контактов с людьми. У других, напротив, стремление к контакту, но особым, своеобразным образом, к примеру, они могут стараться привлекать внимание к самим себе совершенно неприемлемыми способами, зачастую их активные обращения остаются непонятыми. Третьи, общество других людей принимают пассивно, но в случаях перемены распорядка их упорядоченной жизни, смены ритуалов, увеличения социальной активности, может произойти возврат к ярким симптомам аутизма, спровоцировать коммуникативную регрессию.
Прогноз на будущее для аутиста зависит от тяжести проявлений расстройства, отсутствия или наличия выраженных органических поражений, темпов развития речи и интеллекта, а также от времени начала лечения.
Безусловно, всевозможных оговорок много, однако, совершенно точно известно, что если не оказывать детям лечебно-коррекционную помощь, то до 70% аутистов с годами становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в постоянной, ежеминутной помощи посторонних. Чем раньше начать лечебно-коррекционные мероприятия, тем значительно лучше будет прогноз. Ознакомиться с существующими методами лечебной коррекции аутизма можно в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».
Еще немного о том, какой может быть диагностика аутизма ребенка: